Георгий Зотов / АиФ Георгий Зотов
«Я думал, в рай попал»
Абдельманем Махди закончил университет имени Патриса Лумумбы в 1972 году. Он поехал учиться в Советский Союз благодаря своему дяде-коммунисту.
«Впечатлений была масса, — вспоминает он. – В аэропорту нас встретили цветами. А потом просыпаюсь в общежитии, за окном лежит белая пудра. Я в панике – о Аллах, что это?! Мне так равнодушно отвечают – снег выпал, привыкай, он теперь надолго».
Помимо снега, Абдельманема поразило гостеприимство простых русских людей. «Познакомился с человеком на улице в Новый Год. Он говорит – поехали ко мне домой, в гости. Я думаю – он же меня не знает, и уже приглашает к себе! Добрались до его квартиры, он разбудил жену, достали из холодильника всю еду. Я навсегда полюбил русских!».
Фото: АиФ/ Георгий Зотов
Сумайю Абдельазиз, учившуюся в институте русского языка имени Пушкина, удивила своеобразная российская погода. «В Судане, если дождь идёт, мы на улицу не выходим. И тут мне на занятия ехать, и вдруг льёт, как из ведра. Я осталась дома. Преподаватель меня спрашивает грозно – вы почему учиться не пришли? А я ему – да как можно, там же страшный дождь!».
А вот Абдуррахмана Абдельазиза, приехавшего учиться в институте Плеханова, ввели в шок…обычные яблоки: «Нас разместили в общежитии. Выхожу на улицу – а на деревьях полно плодов. В голове помутилось – я что, в рай попал? В Судане же яблоки стоят безумно дорого. Нарвал штук двадцать, не верилось в своё счастье».
Фото: АиФ/ Георгий Зотов
«В России всё бесплатно!»
Жители Судана не уставали поражаться, что обучение в Советском Союзе для них бесплатное, да и билет из Хартума в Москву – тоже «на халяву». Стипендия для иностранных студентов и вовсе была огромной – 120 рублей (!) в месяц. Как уточнила Сумайя, в восьмидесятые годы XX века перелёт в Россию стоил всего 40 долларов.
Статья по теме «Ладу» и оливье тут больше не продать». Как Китай захватил советскую Африку «Я прибыла в Кишинёв в 1986 году, учиться в медицинском, — сообщает Сан. – Сразу испугалась вашего климата. Решила побыстрее пальто приобрести, и говорю преподавательнице – сколько стоит? А она объясняет – вам выделили средства на одежду. И кормили в столовой задаром, и учебники просто так дали. Через год я поехала в Судан, и привезла с собой все деньги, что родные дали. Отец поразился – неужели ты в СССР жила без копейки? Я отвечаю – да, папа, это великая страна. Там одевают, кормят и учат бесплатно. Тут все захотели сразу поехать в Советский Союз (смеётся)».
«Сейчас времена изменились, — огорчается Сумайя Абдельазиз. – Квота бесплатного обучения в российских вузах для Судана – всего 39 студентов в год, а желающих учиться больше тысячи». Все выпускники советских институтов не забыли, с какой теплотой относились к ним преподаватели. «Они заботились о нас, как родные матери, могли варенья домашнего принести!» — восхищается Сумайя. «Меня постоянно спрашивали, не холодно ли мне, советовали тепло одеваться, волновались, поел ли я сегодня» — улыбается Абдуррахман.
Фото: АиФ/ Георгий Зотов
Борьба со свининой
Разумеется, для людей, прибывших в «страну трудящихся» из Африки, многое было непривычным. «Купил я однажды чай, — давится смехом выпускник института им. Плеханова Муартаза Абдалла. – Залил кипятком, а он светлый. Бухнул в кипяток всю коробку – без толку. Что за шайтан?! Оказалось, в Союзе есть ещё и зелёный чай, а я про него не знал!».
«Я быстро привык к жизни СССР – есть дефицит, определённые вещи легко не купишь, — разводит руками Абдельманем Махди. – Заметил очередь – неважно, что там такое, надо занимать место. Один раз иду, вижу очередь из девушек, тут же встал. Стоял 20 минут, оказалось – это женский туалет».
Статья по теме «Готовим вам гречку». Репортаж с места будущей российской базы в Судане Первоначально, учащиеся из Судана вели борьбу со свининой (мусульманам запрещено употреблять это мясо), опасались её скрытого наличия во всех продуктах. Но потом некоторые сдались. «Ой, что тут поделать, — смеётся Сумайя. – Ведь в столовой подают борщ, котлетки, солянку, пельмени…как тут избежать свинины? Пришлось закрыть глаза и не интересоваться».
«Мы, суданцы, у себя дома скромные, а в России вообще хулиганы, — шутит Абдуррахман. – Зимой у вас на улице шашлык жарят, подходим, спрашиваем – из чего? Из говядины. Отходим – нет, из свинины интереснее». Многие впервые в жизни попробовали в СССР алкоголь. По воспоминаниям того же Абдуррахмана, он отмечал на первом курсе Новый Год, и решил «показать себя крутым африканским парнем». «Прошу – дайте мне бутылку водки. Выпил её. Просыпаюсь в комнате, солнышко светит. Я в ужасе – где Новый Год, и где я сам?!».
Фото: АиФ/ Георгий Зотов
Скинхеды и милиционер
Моменты общения с людьми в России у всех студентов были аналогично разными. «Я заканчивала учёбу в начале девяностых, уже скинхеды появились, — вспоминает Сумайя. – И один раз у метро в Питере нарвалась на них. Но меня защитила простая русская девушка – загородила собой и отвела к маршрутке. Чаще я встречала любопытство, чем вражду. Бывает, ребёнок на улице воскликнет – ой, тётя, вы такая чёрная! А я ему – да, малыш, я из Африки приехала. Ну, суданцы тоже любят европейцев разглядывать, тут мы похожи. Русские – самый щедрый народ в мире. У вас даже в совсем небогатой семье гостю обязательно стол накроют, последнюю еду приготовят, обожают кормить».
«У меня трения были с соседями по общежитию, — признаётся Абдельманем. – Я не участвовал в дежурствах. Следовало с утра убираться, в комнате подметать. А я еле-еле голову из-под одеяла высуну, и мне прямо страшно вставать в такой холод». У некоторых случился и опыт встречи с милицией. «Послали меня друзья-студенты в магазин, — смущается Абдуррахман. — Я иду, и внезапно «по-маленькому» захотелось. Пристроился у куста. Тут меня за плечо трогают. Оборачиваюсь – милиционер! И строго так произносит: молодой человек, это вы у себя в Африке можете спокойно пописать на улице…а у нас нельзя!».
Статья по теме «Русские, забирайте Красное море!». Нужна ли России военная база в Африке? В наше время в Судане живёт 700 человек, учившихся в СССР – они состоят в Ассоциации выпускников советских вузов. Эти люди внимательно наблюдают за событиями в РФ, и переживают насчёт моментов русофобии – как недавно, когда во время революции в Судане в соцсетях распространяли проамериканскую ложь о России.
«У нас с мужем русский – секретный язык, — улыбается Сумайя. – Ругаемся только на нём, чтобы никто не понял. Правда, родственники уже знают, если мы с другими экс-студентами на вечеринку договариваемся – давно выучили слова «ребята» и «самогон».
«Я раньше думал, белые люди холодные, — рассказывает Муартаза Абдалла. – Но в смысле русских я ошибся. Это европейцы осторожные, а у жителей России широкая душа, ваш характер близок к Востоку». «Не проходит и дня, чтобы я не скучала по России, — вздыхает Сан. – Это было прекрасное время».
Источник: aif.ru